В августе 2013 года по инициативе и непосредственном участии Тульской ОПОРЫ был проведен общественный мониторинг деятельности Координационных советов, созданных при администрациях муниципальных образований Тульской области. Ранее в нашем регионе ничего подобного не проводилось и Тульская ОПОРА выступила первооткрывателем мероприятий такого рода.
Материалы для мониторинга по Координационным советам представило 21 муниципальное образование из 27, действующих в пределах Тульского региона. Не предоставили информацию, такие муниципальные образования, как, город Донской, Дубенский район, Каменский район, Кимовский район, Куркинский район, Тепло-Огаревский район, Щекинский район.
Формулируя цели деятельности Координационных советов, администрации муниципальных образований подошли к этому глобально и заявили о привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
Отдельные МО вообще не поняли целей создания подобных советов. В тексте Положения одного муниципального образования нет ни одной цели согласно ФЗ № 209 и ЗТО, зато совет наделен такими правами</strong>, как:
- подготовка проектов решений Собрания представителей МО, постановлений и распоряжений администрации МО и т.п.
Практически во всех муниципалитетах принцип формирования советов не соответствует прописанному в федеральном законе (ст. 13 п. 2.) – «2. …участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве не менее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.
В соответствии с областными и муниципальными нормативными актами, информация о создании Координационного совета при администрации муниципальных образований и их деятельности подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах. Однако, ни в одном муниципальном образовании не предусмотрено размещение материалов на сайтах администраций МО, как не предусмотрено предоставление материалов в средства массовой информации, как муниципального, так и регионального уровней.
Персональный состав Координационных советов почему-то утверждается главой администрации, основное количество членов советов при этом составляют чиновники муниципальной власти, что видимо и объясняет содержательную часть заседаний советов.
Само название совета определяет его роль и назначение в структуре муниципальной власти и должно быть направлено на координирование им взаимодействия между муниципалитетом и предпринимателями с целью обеспечения взаимовыгодного сотрудничества.
Однако, в протоколах заседаний Координационных советов о взаимодействии между муниципальной властью и представителями предпринимательского сообщества информация отсутствует. Советы не принимают решений по вопросам развития предпринимательства, не обращаются с предложениями к администрациям, не ставят перед собой задач по разработке каких-либо предложений, рекомендаций для взаимодействия, программ поддержки и т.п. Муниципальная власть в лучшем случае создала Координационный совет и формально проводит заседания, которые на 95 % носят чисто информационный характер (перечисление кредитных программ, предлагаемых банками для предпринимателей, программы фондов поддержки предпринимателей на муниципальном и региональном уровнях) и выполняют административные регламенты региональной власти, связанные с введением ограничений или новыми правила ведения бизнеса. Только 5 % из оставшихся тем советов эксперты мониторинга выделили, как имеющих отношение к проблемам предпринимателей.
В ряде образований муниципальная власть вообще не видит необходимости во взаимодействии с предпринимателями и «созданные» с 2009 г. Координационные советы ни разу не собирались на заседания (например, Новогуровский, Киреевск)
По итогам мониторинга Общественно – экспертный совет при администрации города Тулы занял первое место в рейтинговой таблице! Вопросы, заявленные в протоколах совета при администрации города Тулы наиболее соответствуют целям создания и деятельности по федеральному и региональному законодательству. В частности, темы связаны с развитием инфраструктуры поддержки предпринимательства, проблемами рынков и организацией ярмарок и т.д.
Мониторинг вскрыл недостатки, допущенные как в процессе создания, так и осуществления деятельности Координационных советов при администрациях муниципальных образованиях. Тульская ОПОРА разработала ряд рекомендаций, направленных на устранение недостатков и готова принять участие в оказании помощи муниципалитетам в оптимизации работы Координационных советов.